В Минфине разъяснили нормы нового Налогового кодекса

В Минфине разъяснили нормы нового Налогового кодекса

В законопроекте предусмотрены меры для поддержки важных секторов экономики и добросовестных налогоплательщиков

На конференции «О проекте нового Налогового кодекса» первый заместитель министра национальной экономики Руслан Даленов рассказал об основных поправках, которые будут внесены в документ. Основная цель изменений — защита интересов добросовестного налогоплательщика, отметил вице-министр. Администрирование упростится и будет мотивировать к самостоятельной уплате налогов.

Руслан Даленов подчеркнул, что, во-первых, все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщика. Это позволит справедливо рассматривать налоговые споры.

«Во-вторых, предлагается не применять пени и штрафы, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа и по которому впоследствии изменилась позиция. Это касается в основном налоговых проверок, такая проблема есть. В-третьих, требование к обоснованности доначислений будет усилено, теперь в актах налоговых проверок должны быть соответствующие обоснования. Например, если в акте написано, что эти расходы не относятся к предпринимательским и точка, без обоснований, почему не относятся, такой акт будет недействительным», — пояснил Руслан Даленов.

Кроме того, бизнесу будет предоставлено больше времени на изучение законодательства — поправки предлагается принимать не позднее 1 июля.

«По оценкам экспертов, налоговое законодательство в среднем меняется каждые 24 дня. Настолько часто производились поправки, и эти поправки шли не через отдельный законопроект по налогообложению, а шли как сопутствующий к различным законопроектам. Поэтому мы предлагаем все возникающие поправки вносить консолидированно одним законопроектом, проводя через межведомственную комиссию, экспертные заключения и другие институты. Это даст возможность бизнесу быть осведомленным обо всех изменениях налогового законодательства», — отметил замглавы ведомства.

Для развития малого и среднего бизнеса предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов и введение нового альтернативного режима — режима фиксированного вычета.

«Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Например, торговец, реализующий стройматериалы на рынке: обороты большие, громадные, платить с выручки 2−3% невыгодно, потому что его суть бизнеса строится на обороте. Большие обороты, маленькая маржа, прибыль возникает от больших оборотов. Поэтому предложен новый альтернативный режим — его можно выбрать. Кому нравятся действующие режимы — они сохраняются. Можно будет вычитать без подтверждения до половины своей выручки, а если вести учет расходов, то могут быть дополнительные премии — вычеты за подтверждение расходов. Этот режим выгоден для того, кому нужно вести учет расходов», — разъяснил Руслан Даленов.

Для режимов упрощенной декларации требование по размеру дохода станет одинаковым для физических и юридических лиц.

«Патент — снижается ставка с 2% до 1%, в целом для торговли сохраняется 2%, но норма есть, что те торговые точки, которые применяют платежные карточки POS-терминал, для них та часть оборота будет облагаться по ставке 1%», — уточнил он.

Для аграрного сектора также предлагаются стимулирующие меры. Плательщики единого земельного налога не будут являться плательщиками НДС независимо от оборота. Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за членов и работников крестьянских и фермерских хозяйств. Будет разрешено осуществление прочих видов деятельности с раздельным учетом. К примеру, крестьянское хозяйство сдает в аренду комбайн. Это уже деятельность, не связанная с крестьянским хозяйством, и по Налоговому кодексу, он должен покинуть данный режим. Теперь предлагается вести раздельный учет: за фермерскую деятельность сохранить льготы в составе единого земельного налога, а за иную деятельность — не применять их.

В специальном налоговом режиме для производителей сельхозпродукции отменяется льгота по НДС, так как, по словам спикера, она противоречит требованиям ВТО.

«Но для них мы предполагаем не увеличивать налоговую нагрузку, наоборот, будет предложена альтернативная мера поддержки. Исключаются также ограничения по применению специальных налоговых режимов для взаимосвязанных лиц. То есть если владелец ТОО владеет и в других организациях долей участия, то он лишается права применять специальные налоговые режимы. И это препятствует сельхозкооперации, для укрупнения бизнеса, для сотрудничества в сфере малого предпринимательства. Мы это препятствие устраняем», — проинформировал он.

Как продолжил Руслан Даленов, в сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку.

«Предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли. По сути, данный налог платили только угледобывающие компании. Нагрузка по углю переносится на рентный налог на экспорт. Что касается налога на сверхприбыль, то, поскольку его уплаты нет, а его наличие в кодексе является сдерживающим фактором для инвесторов, предложено данный налог исключить. Планируется также отменить бонус коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки», — рассказал вице-министр.

Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование. Налогоплательщику предоставляется право оставаться в общеустановленном порядке уплаты специальных налогов недропользования.

«Данный метод уплаты применяется на вес период действия контракта. Альтернативный налог на недропользование определяется аналогично корпоративному подоходному налогу как разница между выручкой и вычетами, за исключением расходов по вознаграждению, которые не подлежат вычету. Ставка альтернативного налога на недропользование устанавливается дополнительно к КПН», — проинформировал он.

Для ускорения разведки твердых полезных ископаемых вводится механизм арендных платежей и стимулы для инвесторов. Так, предлагается освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога дивидендов и прироста акций недропользователя при условии переработки 35% добытого сырья.

«С 2019 года предлагается 40%, и далее в прогрессии до 70% переработку довести. Для глубоководных нефтяных месторождений глубиной от 4 до 5 км будет установлен дополнительный критерий для снижения ставок НДПИ. Будет также прямая норма по самостоятельному применению без согласования пониженных ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений. Сегодня, чтобы получить искомую пониженную ставку, требуются расчеты, заявление, рассмотрение на межведомственной комиссии, подтверждение уполномоченного органа и так далее. Все это иногда занимает от полугода до полутора лет. Предлагается данную норму применять автоматически, в ходе налоговых проверок в последующем будет выявляться, насколько правомерно налогоплательщик применил пониженную ставку», — заявил Руслан Даленов.

Вместе с тем будут внесены послабления и в случае неуспешной разведки. «Сегодня процент удачной разведки снижается, это нормально. Но расходы, понесенные на геологоразведку, относятся в никуда, поскольку нет выручки. Предлагается, чтобы такие расходы были перенесены в другой добычной контракт, где есть доходы. Таким образом, понесенные расходы налогоплательщик себе компенсирует», — внес ясность вице- министр.

Также предлагается ввести стимулирующие меры для оздоровления финансового сектора. По информации замминистра, будет исключено двоякое толкование налогообложения по компании по управлению стрессовыми активами. Для физических лиц предусматривается освобождение от уплаты подоходного налога при прощении задолженности.

«Сегодня банк если прощает кому-то кредит, то по налоговому законодательству это считается прибылью для физического лица, и банк должен еще 10% за него заплатить подоходный налог. Это, естественно, налоговое препятствие для списания кредитов. При передаче проблемных активов коллекторам также существуют проблемы. Предлагается дисконт коллектора облагать по факту после отработки активов. Сегодня все коллекторские компании подлежат налогообложению по номинальной стоимости кредитов, которые ему передали, а не по факту. Потому что по факту, отрабатывая кредит, сумма возврата ниже, чем первоначальная стоимость», — отметил он.

Также предлагается освободить страховые выплаты от уплаты индивидуального подоходного налога. В то же время налоговое бремя будет переложено на налоговые взносы. По данным министра, это сделано, для того чтобы простимулировать страхование.

Для активизации фондового рынка предлагается пониженная ставка КПН на первый год для эмитентов, совершивших публичное размещение акций на KASE, — 18% вместо 20%.

Кроме того, предлагается ввести льготы по НДС для автомобилестроения в рамках специального инвестиционного контракта.

«Такая льгота в текущем году приостановлена, мы предлагаем ее возобновить. Сегодня для сборки автомобилей используются старые машинокомплекты, завезенные еще в старом налоговом режиме. Сегодня они заканчиваются, и начнутся у них перебои с удешевленными машинокомплектами. Также будут освобождены от НДС импорт комплектующих, сырья и материалов, а также оборот по реализации произведенных специальных инвестиционных контрактов. Также передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС, если передаваемое имущество приобретено без НДС и входит в перечень товаров по спецконтрактам», — заключил он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 9 =