Стартапы в США отказываются от китайских денег

Стартапы в США отказываются от китайских денег

ФБР против китайских миллиардов.

Китайские деньги неожиданно стали токсичными в США, пишет The Wall Street Journal: американские стартапы отказываются их прнимать, опасаясь лишиться потенциальных госконтрактов. Государство поощряет этот подход: ФБР недавно даже выпустила брошюру «Защити свой стартап», в которой объясняет, как вычислить технологических шпионов среди сотрудников. С мая 2018 года, когда между США и Китаем началась торговая война, объем инвестиций китайских компаний в американский технологический сектор упал более чем вдвое. Сообщает The Bell, передает FinBiz.kz.

Масштаб проблемы

Объем инвестиций китайских компаний в американские технологии достиг рекордных величин в начале 2018 года — почти $500 млн в квартал (скользящее среднее за три месяца), а к лету 2019 года — упал в 2,5 раза до $200 млн, говорится о отчете аналитической компании Rhodium Group. Это отражение большого тренда — объем прямых инвестиций Китая в США с 2016 по 2018 год рухнул на 90% — с $46 млрд до $5 млрд.

Читайте также: Как Facebook и Google оставляют британские стартапы без сотрудников

WSJ рассказывает несколько обидных для китайских фондов историй. Самая печальная — о стартапе Pilot AI из Пало-Альто. В 2015 году китайский фонд Digital Horizon (бывший Danhua Capital) стал его первым институциональным инвестором, вложив $500 000. Но летом 2018 года, после начала торговой войны, стартап решил, что китайский капитал помешает ему получать госконтракты. Основатели потребовали от председателя совета директоров Digital Horizon, профессора физики из Стэнфорда Чжан Шоучэна продать пакет. По словам источников в его окружении, Чжан пришел в ярость, а спустя несколько месяцев покончил с собой, оставив предсмертную записку, в которой говорилось о депрессии.

Читайте также: Компания Apple покупает стартап Drive.ai

Другие китайские фонды пытаются скрыть свою национальную принадлежность: снимают со своих офисов таблички на китайском и фолаги КНР. Некоторые просто уходят из США — как, например, Sinovation Ventures, чей совет директоров возглавяляет один из крупнейших специалистов в области ИИ, бывший топ-менелджер Google Кай-Фу Ли. Крупные китайские инвесторы, которые не хотят или не могут покинуть рынок, пытаются выкручиваться: фонд Baidu Ventures нанимает при закрытии сделок стороннего номинального инвестора и отказывается от места в совете директоров компании. Alibaba старается не допускать того, чтобы его доля в стартапе была слишком большой (в одной из последних сделок китайский гигант ограничился скромными 7%).

Читайте также: Google намерена купить стартап за $2,6 млрд, чтобы догнать Amazon и Microsoft в облаках

Причины

  • Никаких формальных запретов на китайские деньги нет — но многие стартапы рассчитывают на госконтракты и подряды Пентагона, для которых акционеры из Китая могут стать препятствием. Самые токсичные фонды — те, которые попали в доклад американского министерства от ноября 2018 года торговли как «фонды, которые пытаются вывезти американские технологии в Китай».
  • Получать иностранные инвестиции в целом стало немного сложнее: оcенью 2018 года в США был принят закон, обязавший зарубежных инвесторов получать одобрение комитета иностранных инвестиций США при технологических сделках.
  • Американские чиновники проводят со стартапами и целенаправленную работу. Группа сенаторов и чиновников администрации Трампа недавно провела серию частных встреч с бизнесменами из Кремниевой долины, на которых напоминала им о рисках ведения бизнеса с Китаем и призывал серьезнее относиться к опасноси «кражи технологий» Китаем.
  • ФБР недавно выпустило брошюру на ту же тему с заголовким «защити свой стартап». В ней описывается, как выявить среди сотрудников и партенров потенциального китайского промышленного шпиона. Особое внимание рекомендуется обратить на людей с родственниками в авторитарных странах, потенциальных жертв шантажа (злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют внебрачные связи, живут не по средствам), чрезмерно амбициозных сотрудников, которые считают продукт компании своим. Вычислять нелояльных сотрудников предлагается по набору признаков: говорят об иностранной стране или компании «мы», а о США «они», отмечают важные жизненные события в стране, откуда они родом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *