Около половины микрофинансовых организаций не имеют необходимого уставного капитала

Около половины микрофинансовых организаций не имеют необходимого уставного капитала

Глава АМФОК Ербол Омарханов разъяснил изменения Закона «О микрофинансовой деятельности»

Изменения в Законе «О микрофинансовой деятельности» помогут рынку микрокредитования работать прозрачно. Но некоторые из его положений могут привести к укрупнению микрофинансовых компаний. На сегодняшний день около 50% МФО обладают уставным капиталом от 30 до 50 млн тенге и утвержденное законодательными поправками увеличение минимального уставного капитала до 100 млн тенге вынудить те компании, которые не смогут докапитализироваться, объединиться, а других, возможно, покинуть сектор. Об этом во время встречи с журналистами сообщил глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов, сообщает kapital.kz, передает FinBiz.kz.

«Мы полагаем, что повышение минимального размера уставного капитала будет способствовать укрупнению небольших по активам МФО, а также уходу из этого бизнеса тех участников, которые не смогут обеспечить соблюдение новых требований. Соответственно, количество МФО в стране может сократиться», — сказал Ербол Омарханов.

Согласно закону с 1 января по 1 июня 2020 года уставной капитал МФО должен составлять 30 млн тенге, у ломбардов — 10 млн тенге. С 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года для МФО размер уставного капитала уже должен подрасти до 50 млн тенге, для ломбардов — до 20 млн тенге, к 1 июля 2022 года для МФО он уже должен составлять 100 млн тенге, а для ломбардов — 50 млн тенге.

«Те МФО, которые не смогут выполнить требования по уставному капиталу, могут перейти в ломбардную деятельность или сферу онлайн-кредитования», — озвучил еще один вариант развития событий спикер и добавил, что сейчас трудно прогнозировать, сколько компаний могут вообще закрыть свой бизнес.

Читайте также: Сумма инвестиций в науку выросла до рекордных 50 млрд тенге за три квартала текущего года

В целом сектор МФО позитивно воспринял принятый закон, потому что ранее нерегулируемый сектор будет находиться под юрисдикцией Нацбанка. С 1 января 2020 года они будут обязаны предоставлять информацию о выданных заемщикам кредитах в кредитное бюро, заметил спикер.

«Если раньше мы кредитовали заемщиков и они могли прийти к нам из ломбардов, онлайн-компаний и мы не знали их реальную долговую нагрузку, теперь такая возможность появилась, и мы будем оценивать платежеспособность заемщиков на основании кредитной истории», — пояснил Ербол Омарханов.

Кроме того, благодаря принятому закону клиенты ломбардов, кредитных товариществ и компаний по выдаче онлайн-займов могут обратиться к регулятору за защитой своих прав, если они нарушены. До принятия закона у них не было такой возможности.

Еще один положительный момент в том, что с нового года размер займов, которые МФО могут выдавать своим клиентам, может доходить до 20 тыс. МРП, или 50,5 млн тенге. На данный момент он может достигать только 8 тыс. МРП, а это 20,2 млн тенге.

«Теперь для МФО расширится круг потенциальных заемщиков и в него будет входить не только малый, но и средний, крупный бизнес», — заметил глава АМФОК.

Максимальный размер микрозаймов в ломбардах под залог может доходить 8 тыс. МРП, или 20 млн тенге.

Также с нового года для всех игроков микрофинансового сектора будут универсальные требования по предельному размеру годовой эффективной ставки вознаграждения, сейчас он составляет 56% для МФО, в то время как у онлайн-компаний 100% годовых. Теперь такого не будет — общая планка установлена на уровне 56% в год.

Читайте также: В РК будет усилен контроль безналичных платежей.

Также закон запрещает участникам рынка микрофинансирования взимать комиссии, вознаграждение и любые другие платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займов.

Новые возможности компаний в связи с принятым законом касаются их права создавать акционерные общества, которые более прозрачны в своей работе.

«Для иностранных инвесторов эта форма более понятна, и это положительно для МФО. Также у МФО с нового года есть право выпускать облигации, заниматься лизинговой деятельностью», — сообщил Ербол Омарханов.

Сейчас Набанк рассматривает возможность подписания электронных договоров на выдачу кредитов, и это позитивный момент для сектора, продолжил он, так как это удобно для заемщиков с точки зрения доступности займов. Но в качестве дополнительных инструментов идентификации клиента, помимо ЭЦП, рассматриваются биометрия, СМС-сообщения и уникальный идентификатор пользователя и пароля.

«Дополнительной возможностью в рамках закона является возможность для МФО выступать платежными агентами, то есть принимать у населения коммунальные платежи, оплату штрафов и налогов в бюджет», — озвучил спикер.

А вот другая норма выглядит очень интересной, речь идет об установлении предельного значения коэффициента долговой нагрузки в размере 50% от совокупного официального дохода заемщика.

«Мы приветствуем эту меру, потому что считаем, что нужно ограничивать закредитованность населения. В отношении получателей адресной социальной помощи предлагается осуществлять расчет КДН исключительно на основании официальных данных о доходах. Но размер КДН пока еще не установлен», — сделал оговорку Ербол Омарханов.

Читайте также: На строительство СЭС в Акмолинской области выделено 65 млн евро

С нового года вводится новая формула расчета годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) по микрокредитам. Если по методу расчета МФО она представляет из себя просто вычисление дохода клиента, то по банковской формуле, которая теперь будет действовать, и по микрозаймам производится дисконтирование всех денежных потоков, что делает ГЭСВ выше. Для микрокредитов на срок до 45 календарных дней на сумму, не превышающую пятидесятикратный размер МРП, предельное значение ГЭСВ будет установлено нормативным правовым актом Нацбанка, но он сейчас находится в стадии разработки.

Напомним, 3 июля 2019 года подписан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения». Его второе направление предусматривает введение с 2020 года дифференцированной системы регулирования организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (МФО, онлайн-кредиторов, кредитных товариществ и ломбардов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *