Как помогут кредитные рейтинги компаний фондовому рынку?

Как помогут кредитные рейтинги компаний фондовому рынку?

По мнению экспертов, необходимо создать понятное, эффективное правовое поле для деятельности рейтинговых агентств

Рынку нужны инвесторы, а инвесторам — рейтинги. Насколько важны кредитные рейтинги компаний и как это связано с развитием фондового рынка и в целом финансовой системы?  Об этом рассказала Айгуль Тасболат с Центра публичной экспертизы .

— Насколько рейтинговые агентства вообще важны и нужны для национальных экономик?

— Рейтинги кредитной устойчивости компаний создают в экономике условия для ускорения и увеличения объемов инвестирования посредством повышения уровня доверия инвесторов к компаниям и прозрачности работы самих компаний. В международной финансовой системе рейтинговые агентства являются одним из основных институтов независимой экспертизы инвестиционных и кредитных рисков.

Читайте так же: В ипотечную программу «7−20−25» могут включить вторичное жилье

Появление сильных и развитых рейтинговых агентств является показателем, что финансовая система страны, ее фондовый рынок переходят на более высокий и сложный уровень. Иными словами, если перед фондовым рынком отдельной страны стоит реальная задача кардинального увеличения количества операций с ценными бумагами, привлечения большого числа новых инвесторов, кредитные рейтинги становятся объективной необходимостью. Если финансовый сектор, в действительности, не развивается, то рейтинги, соответственно, пользуются слабым спросом.

— Нужно ли в Казахстане создавать собственные агентства и необходима ли в этом поддержка со стороны государства?

— Последние годы все авторитетные казахстанские финансисты высказываются о необходимости дальнейшего совершенствования фондового рынка. Казахстану давно пора брать новые высоты в этой сфере. К сожалению, все предлагаемые реформы буксуют на стадиях воплощения и реализации. Отсутствие у нас рейтинговых агентств является одним из пробелов, которые не позволяют развивать фондовый рынок в полную силу. Нашему рынку нужны деньги инвесторов, а им нужны такие инструменты, как кредитные рейтинги.

Читайте так же: КазФинТех: призывает заемщиков не руководствоваться вырванными из контекста словами главы Нацбанка

Если учесть, что уже 80% активов нашей экономики контролируются государственным сектором, и государство является самым крупным внутренним инвестором, самым крупным кредитором в стране, и, самое главное, единственным регулятором рынка, то без государственной инициативы в этом вопросе вряд ли можно обойтись. В первую очередь, необходимо создать понятное, эффективное правовое поле для деятельности рейтинговых агентств, чтобы этот институт начал расти в Казахстане и давать ощутимый толчок росту объемов инвестирования.

— Могут ли оценки национальных рейтинговых агентств стать действительно эффективным инструментом оценки рисков?

— Для меня этот вопрос является риторическим. В Казахстане есть несколько десятков крупнейших компаний и банков, которые, не найдя достаточного привлекательного источника финансирования внутри страны, обратились за этим на иностранные биржи. Только получение кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств и принятие ответственности за постоянное раскрытие информации о своей кредитной устойчивости через эти рейтинги открыло нашим нацкомпаниям и банкам доступ к финансированию, которое позволило им развиваться.

Читайте так же: ЕНПФ потерял на инвестициях в российские ценные бумаги более $10 млн

С другой стороны, наличие рейтингов позволило иностранным инвесторам достаточно эффективно управлять своими рисками при вложении средств в наши компании. Если это получается у других, то это доказывает то, что при разумном, правильном подходе данный опыт можно внедрить и у нас.

— Насколько важна для казахстанских компаний оценка международных рейтинговых агентств и интересны ли наших компании им?

— Все мы помним расцвет и взлет казахстанского банковского сектора десять-двенадцать лет назад. Этого, скорее всего, не произошло бы, если наши банки не согласились бы проходить процедуру рейтингования в международных рейтинговых агентствах или, как их еще называют, Большой тройке. Даже сейчас, когда банковский сектор не смог преодолеть барьер, следующий за первым успехом, и теперь недостаточно привлекателен для иностранных инвесторов, все банки продолжают получать рейтинги международных агентств, потому что знают, что пробелы в рейтинговых историях могут могут иметь серьезные негативные последствия в настоящем и стать препятствием для привлечения финансирования в будущем. Кроме того, за эти годы кредитные рейтинги Большой тройки стали одним из основных инструментом формирования требований государственного регулятора к портфелям институциональных инвесторов и банкам второго уровня.

Если международные агентства ежегодно присваивают кредитные рейтинги девяноста крупнейшим компаниям Казахстана, значит, интерес имеется. Но если говорить о середних компаниях, то здесь ситуация другая. Представители Большой тройки неоднократно высказывались, что этот сегмент рынка — прерогатива национальных рейтинговых агентств. Эти компании интересуют их только с точки зрения потенциала их роста в будущем, который они могут наблюдать по национальным кредитным рейтингам.

— На ваш взгляд, что необходимо сделать для развития рейтинговой деятельности в Казахстане?

— Повторюсь, что развитию национальных рейтинговых агентств в Казахстане препятствует отсутствие законодательной базы, регулирующей их деятельность. В настоящее время действующие нормативно-правовые акты, фактически, не разрешают нашим инвесторам использовать кредитные рейтинги казахстанских агентств.

Читайте так же: Нацбанк РК будет жестче отслеживать вывод денег из Казахстана

Необходимо начать активное целенаправленное обсуждение условий эффективного регулирования деятельности национальных рейтинговых агентств совместно со всеми ключевыми игроками рынка на площадках НПА Атамекен, АФК совместно с государственными органами, фондовой биржей, институциональными инвесторами, коммерческими банками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, представителями международных и казахстанских рейтинговых агентств для того, чтобы взвешенно выбрать оптимальную модель и условия деятельности, которые должны лечь в основу регулирования рейтинговой деятельности в Казахстане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − четырнадцать =